Поиск
Close this search box.

Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, родителям (законным представителям)

Информация о психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, родителям (законным представителям), педагогическим работникам.

Понятие кризис

•(от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

•«Полный опасности шанс» (от китайского)

•ситуация эмоционального и умственного стресса, которая требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени (Гордон В. Олпорт).

•предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

•состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности.

Кризисная ситуация – ситуация при которой человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.

Кризисные ситуации обусловленны изменениями в естественном жизненном цикле (кризис подросткового возраста) или травмирующими событиями жизни.

Родители могут использовать кризис для положительных изменений в жизни подростка и семьи.

В состоянии кризиса подросток неадекватно выражает эмоции, говорит, воспринимает информацию.

Распространенные эмоциональные реакции в кризисной ситуации:

  • Страх;
  • Гнев;
  • Обида;
  • Тревога;
  • Безысходность;
  • Чувство утраты, потери.

Задача родителей – поддержать ребенка и помочь ему найти мужество жить дальше.

Возможные негативные последствия подростковых кризисов, сочетающихся с травматизацией:

  • невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, вандализм, убийство;
  • риск негативных зависимостей (алкоголь, наркотики, игрозависимость и т. д.);
  • депрессии, психогенные приступы с переживанием отчуждённости, суициды.

Мы должны понимать, что такое поведение подростка – это его реакция на кризисную ситуацию, в которой он живет; иногда единственно возможная, чтобы сохранить себя.

Подростки нуждаются в открытых, теплых отношениях со взрослыми:

  • Имеют возможность обсуждать со взрослыми их отношения;
  • Имеют возможность периодически высказывать претензии, выплескивать напряжение;
  • Понимают, что взрослые их слышат и смогут помочь, но не будут вместо них решать проблемы.

«Профилактика депрессий и суицидов не в избегании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным»                         И.С. Кон

Задачи родителей:

•Быть внимательными к подростку, заметить кризисное состояние;

•Контролировать собственное эмоциональное состояние;

•Создать поддерживающую и психологически безопасную семейную среду;

•Обратиться за помощью к поддерживающим специалистам;

•Длительное время находиться рядом с подростком.

 

Что могут родители?

1.  Родители могут формировать навыки противостояния негативному влиянию среды (говорить нет, противостоять манипулированию, запугиванию, шантажу)

2. Родители могут развивать коммуникативную компетентность
(учить просить о помощи, реагировать на критику, получать и оказывать поддержку)

3. Родители могут формировать навыки разрешения конфликтных ситуаций

4.  Родители могут формировать навыки разрешения трудных жизненных ситуаций (понимать, в чем трудность, привлекать союзников, использовать скрытые ресурсы, видеть разные пути решения проблемы)

5.  Родители могут развивать саморегуляцию (осознавать свои эмоции, обучать разным способам снятия эмоционального напряжения)

6.  Родители могут сформировать позитивную самооценку (принимать себя, таким как есть, стимулировать саморазвитие)

7.  Родители могут формировать навыки планирования будущего

 

Что делать, когда ваш ребенок или его друзья рассказывают вам о случившемся?

1. Отнеситесь к услышанному серьезно.
2. Попытайтесь оставаться спокойным. Не воспринимайте случившееся как катастрофу!

3. Успокаивайте и поддерживайте подростка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Мне надо сказать психологу, социальному педагогу, школьному инспектору, о том, что случилось»; «Они захотят задать тебе несколько вопросов»;
«Они помогут сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности».

4. Дайте понять подростку, что вы понимаете его чувства, но вы не должны оставлять подростку выбора. «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе плохо».

5. Не думайте, что подросток обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи).

6. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги подростка.
7. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают».

8. Не оставляйте подростка с проблемой одного.

 

Вы можете помочь подростку, обеспечивая следующее:

  1. Нормальность: поддерживайте нормальный статус ребенка в семье
  2. Интимность: выражайте подходящим способом. Не решайте за подростка, чего он хочет и чего не хочет. Спрашивайте. Это поможет вам создать комфортную для подростка обстановку.
  3. Теплое отношение: используйте нормальное выражение теплого отношения; пусть в вашем голосе звучит тепло.
  4. Поддержка: кивните, подмигните подростку, похлопайте по плечу, сделайте какой-нибудь знак, чтобы подчеркнуть значительность подростка, чувство его ценности, принятия.
  5. Постоянство и предсказуемость: жизнь подростка вне семьи может стать хаотичной.
  6. Семья  может быть единственным местом, где подросток чувствует себя нормально. Четко обозначьте ваши требования и ожидания.
  7. Чувство принадлежности и включенности: демонстрируйте работу подростка, вовлекайте в деятельность, обсуждения и т.д.
  8. Безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный образ жизни. Не обсуждайте детали случившегося с подростком и с кем бы то ни было. Ищите подходящую поддержку для себя.
  9. Поведенческие ограничения: деструктивное и антисоциальное поведение должно твердо и постоянно пресекаться («Алкоголь запрещен!», «Находиться вне дома после 22.00 запрещено!», «Самоубийство запрещено!»).
  10.  Поощрение и стимуляция: доступность полезного материала для чтения художественного творчества, спортивных занятий, хобби – это возможность для подростка выразить свои чувства.

 

Показатели правильного поддерживающего поведения родителей в ситуации кризиса

Родители все сделали правильно, если пережив кризисную ситуацию, подросток:

  • Чувствует сожаление, раскаяние, если он совершил правонарушение;
  • Имеет искреннее намерение изменить ту часть жизни, которая зависит от него;
  • Воспринимает себя, как достойного человека, совершившего неблаговидный поступок или пережившего трудную ситуацию;
  • Имеет представление о помогающих службах и специалистах;
  • Имеет план, что и в какой последовательности делать для исправления последствий или как поступать в подобной ситуации;
  • Верит в себя и свои возможности;
  • Знает, что он часть семьи, его любят и будут защищать, не смотря ни на что!

В жизни каждого человека бывают сложные жизненные ситуации, когда «теряется» душевное равновесие, и совсем не верится, что наступит время, когда ты вновь сможешь беззаботно смеяться, как и раньше.  

СМОЖЕШЬ!

Черная полоса в жизни любого человека не навсегда.

Тебе поможет доктор «время» или ТЫ САМ.

Памятка для детей и подростков

Памятка подростку «Если ты попал в трудную ситуацию»

Рекомендации для родителей

«Если Ваш ребенок грозится убежать из дома»

 По данным статистики, примерно 70 % сбежавших детей живут в благополучной семье и лишь 30 % — в неблагополучной семье. Конечно, повлиять на данные статистики мог тот факт, что детей из неблагополучных семей могут не искать несколько дней, недель и пр. Тем не менее, почему дети бегут из семьи?

1.        Недостаток внимания со стороны родителей вызванный появлением второго ребенка в семье, сменой родителя на мачеху или отчима, большой загруженностью родителей на работе.

2.        Большая загруженность ребенка, — кружки, секции и пр., при этом желания ребенка не учитываются.

3.        Отсутствие дополнительной занятости детей, они не знают чем занять себя дома, им хочется острых ощущений, приключений. Иногда в таких случаях они сбегают компаниями по 2-4 человек.

4.        Слишком строгое воспитание в семье, отсутствие любви и заботы.

Если Ваш ребенок уже убегал из дома или грозится убежать, попробуйте пересмотреть свои отношения с ребенком. Хочется ли ребенку возвращаться домой после учебы? Насколько теплые у Вас отношения в семье?

Помните, что Ваш ребенок имеет право на выбор кружка или секции и несет определенную ответственность за свои поступки. Не загружайте его чрезмерно делами, дополнительным образованием.

Доверие — вот что помогает подрастающему человеку ощутить себя полноправной личностью. Но если Вы считаете, что ребенок должен понести наказание за свое действие, то сделайте это наказание адекватным проступку. И помните, что само чувство вины намного эффективнее, чем любое наказание. Если Ваш ребенок искренне понимает, что сделал что-то не так — это важнейший навык самовоспитания.

Никогда не давайте ребенку повода сомневаться в Вашей любви, в том, что Вы всегда на его стороне, даже если он оступился. Не срывайте на ребенке свое настроение, не ругайте «впрок», «для профилактики». Оказывайте ему достаточное внимание. Это значит не только одеть, причесать и накормить ребенка, но и эмоционально его поддерживать.

Будьте справедливы. Если кто-то жалуется на Вашего ребенка, это не повод его наказывать. Можно разобраться в мотивах поступка, а можно просто сообщить об этом своему отпрыску, чтоб тот сам принял решение — это и есть доверие. То есть вера в то, что Ваш ребенок выберет правильное поведение, верный путь.

 Любите своих детей и будьте рядом с ними, чтобы ни произошло!

 

Рекомендации и памятки для родителей по защите детей и подростков от насилия и посягательства на половую неприкосновенность:

Памятка о половой неприкосновенности

Памятки для родителей

 

Рекомендации для родителей:

Бродяжничество и уход из дома.

Если ваш ребёнок самовольно ушёл из дома.

Памятка по самовольным уходам.

Большинство детей боится школы, ответов у доски, ошибок, негативных оценок учителей. И именно Вы можете помочь своим ученикам избавиться от этих страхов.

Рекомендации для педагогов «Как оказать поддержку ученикам»

План профилактической работы с обучающимися находящимися в социально опасном положении.

НОВОСТИ  МИНПРОСВЕЩЕНИЯ  РОССИИ

 

Дата обновления страницы: 01.11.2023

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031